Туристы спешат на бал в Царицыно
В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» состоялась торжественная церемония открытия масштабного выставочного проекта «Большой бал», посвящённого 400-летию Дома Романовых.
«Удивительное дело, — подчеркнула на открытии зам. директора музея «Царицыно» Ольга Докучаева. — Бал занял определённую роль даже в современной жизни, ему посвящены сотни художественных и исторических книг, тысячи страниц живописи и графики, удивительные фильмы, как «Руский ковчег» Александра Сокурова, но... ни одной выставки». «Русский ковчег», кстати, представляет собой киноэпиграф к «Большому балу». «Царицыно» достойно (11 залов, 460 экспонатов из 10 музеев Москвы и Петербурга) восполняет упущение.
Выставка — собирательный образ праздничного действа, которое полно и органично соединяет в себе музыку, танец и блеск светской жизни. Особую атмосферу балов воссоздают старинные артефакты, костюмы и аксессуары, высококлассная живопись (особенно хорош портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны из собрания Третьяковской галереи), яркие афиши, картинки из модных журналов и литературные тексты, их комментирующие. Большой интерес представляют и так называемые «мелочи», вроде представительного собрания приглашений графа Шереметева на десятки светских мероприятий — в первую очередь балы.
Открывает выставку зал, посвящённый осмыслению стихии русского бала Большим театром, который сам когда-то был местом проведения коронационных балов — от многочисленных эскизов театральных художников до подлинных костюмов «звёзд» театральной сцены — Анны Карениной (работы Пьера Кардена) для Майи Плисецкой, Одиллии для Екатерины Максимовой, Гремина для Евгения Нестеренко и т. д.
Самый колоритный раздел — «Avant et apres. До и после», в котором представлены сборы семейств разных социальных слоёв на бал: дневник барышни начала ХХ века, тончайшее нижнее бельё, старинные флаконы и прочее, на редкость колоритное полотно неизвестного художника, представляющее сборы на бал купеческого семейства.
А самый яркий — наиболее крупный раздел «О, балов час блестящий...»: платья, коллекция бальных туфелек, сумочки, веера, черепаховые гребни и, конечно же, знаменитые дамские книжечки для записи туров, которые предоставлялись кавалерам. Сюда же примыкает раздел, посвящённый собственно царским балам.
Если одни из них в последние годы вышли из тени времени — как последний в официальной истории Российской империи костюмированный бал (на самом деле их было 3) 1903 года, посвящённый персонажам и костюмам XVII века, то другие почти неизвестны, как, например, «Чёрный бал» в Аничковом дворце в память австрийского наследника престола.
На вернисаже для гостей был дан и вполне настоящий бал — с показательными танцами XVIII — XIX веков (менуэт, полонез, мазурка, кадриль, котильон и др.) выступили члены исторического общества «Бал в русской усадьбе». Выставка продлится до 13 октября 2013 года.